Шах Каджара действительно увлекался фотографией еще с детства и, как только пришел к власти, создал у себя во дворце фотостудию. Придворным фотографом стал наш соотечественник Антон Севрюгин, который в 1870-х годах открыл в Тегеране фотоателье. Севрюгин был награжден почетным титулом за вклад в искусство Ирана, но он имел право снимать только самого шаха, придворных и гостей главы государства. Правом же фотографировать гарем обладал только сам шах. Сообщается, что он лично проявлял снимки в дворцовой лаборатории и хранил их в личных покоях, никому не показывая, но никаких доказательств этого нет.
Дело в том, что по законам Шариата считалось непозволительным снимать лица людей, а особенно женщин. Будучи главой государства, шах мог позволить себе нарушить этот закон в отношении самого себя и придворных, но не в отношении гарема. Так откуда взялись фотографии его наложниц? И почему женщины на этих фотографиях так разительно отличаются от эталонных красоток того времени, которых мы не могли видеть, но о которых могли прочитать?
На самом деле, это не иранские принцессы, не жены шаха и… вообще не женщины! На этих фотографиях запечатлены актеры первого государственного театра, созданного шахом Насреддином, который был большим поклонником европейской культуры. Эта труппа играла сатирические пьесы только для придворных и знати. Организатором этого театра был Мирза Али Акбар Хан Наггашбаши, который считается одним из основоположников современного иранского театра. В пьесах того времени играли только мужчины, поскольку вплоть до 1917 года иранским женщинам было запрещено выступать на сцене. Вот и весь секрет «иранских принцесс»: да, это гарем шаха, но в театральной постановке.
date: 1 June 2017