С того ужасного дня, когда террористическая атака в Нью-Йорке унесла жизни трех тысяч человек, прошло ровно пятнадцать лет, а некоторые тайны, связанные с этим событием, до сих пор остаются нераскрытыми. Но эта история не о политических заговорах — она о доброте и сочувствии, которых нам порой так не хватает в минуту опасности.
«Многие из вас знают, что моя мама работает в авиакомпании Air Canada. Это письмо она получила от одного из коллег, его написал работник компании Delta Flight по имени Назим:
«Мы были где-то в пяти часах от Франкфурта, над северной Атлантикой, у меня был перерыв, и я сидел в своем кресле для отдыха. Неожиданно занавес резко отдернули, и я услышал приказ немедленно явиться в кабину пилота. Как только я вошел, я увидел, что у всех членов команды был очень сосредоточенный вид. Капитан протянул мне бумагу с распечатанным сообщением. Я прочитал его. Сообщение пришло из Атланты, в нем говорилось: «Все перелеты над США на данный момент остановлены. Приземляйтесь как можно скорее в ближайшем аэропорту».
Чтобы пояснить, если диспетчер немедленно приказывает приземлиться и даже не предлагает, в каком аэропорту это нужно сделать, это значит, что он отдает управление рейсом в руки пилота. Мы знали, что все было очень серьезно, нам нужно было немедленно определиться, куда лететь. Мы решили, что ближайший аэропорт был в 650 километрах от нас — Гандер, город на острове Ньюфаундленд, Канада.
Мы связались с аэропортом Гандера и развернули самолет. Нам немедленно одобрили посадку. Позже мы узнали, что канадские диспетчеры не колебались ни секунды, прежде чем одобрить наш запрос. Нам, членам экипажа, было приказано немедленно подготовить борт к экстренной посадке. В этот момент мы получили еще одно сообщение из Атланты, из которого узнали о террористической атаке в Нью-Йорке. Мы отправили сообщение, что будем садиться в Гандере, и приступили к своим обязанностям. Несколько минут позже я снова зашел в кабину пилота и узнал подробности атаки: несколько самолетов были захвачены террористами и использованы для нападения. Тогда мы решили, что не будем говорить пассажирам правду. Мы сообщили, что по техническим причинам должны посадить судно в Гандере и проверить его исправность. Люди, конечно, были возмущены.
Примерно через 40 минут мы приземлились в Гандере. Там уже сделали незапланированную посадку около 20 самолетов со всего мира. Когда мы были уже на земле, капитан сделал следующее объявление: «Дамы и господа, вы, должно быть, теряетесь в догадках, что произошло со всеми этими самолетами. Но правда в том, что все мы здесь по уважительной причине». Затем он рассказал людям то немногое, что мы сами знали о ситуации. Люди были шокированы. На часах было 12:30.
Аэропорт Гандера не разрешил никому покидать борт — нам было сказано оставаться на месте. Только одна машина службы воздушной безопасности кружила рядом. В течении следующего часа все рейсы над Атлантикой изменили направление, и в Гандере приземлились около 53 самолетов со всего мира, около 27 из них принадлежали американским компаниям.
Нам сказали, что каждый самолет вскоре получит возможность продолжить свой путь, но у зарубежных компаний будет приоритет.
Мы были 14 в очереди среди американских рейсов. Нам сказали, что дальнейшая информация будет доступна не раньше 6 вечера. В это время мы получили больше информации о происходящем в США, мы узнали, что самолеты были использованы для нападения на Всемирный торговый центр и Пентагон.
Люди пытались дозвониться до своих родных, но не могла этого сделать — канадская мобильная сеть не работала на борту. Некоторые все же могли пробиться, но слышали только, что мобильные номера США в данный момент недоступны. Ближе к вечеру мы узнали, что башни-близнецы были разрушены и что четвертый самолет, захваченный террористами, разбился.
Пассажиры сходили с ума от волнения и усталости. Снова и снова мы просили их потерпеть, ведь мы были не единственными, кому пришлось нелегко в этот момент. 52 самолета рядом с нами были точно в таком же положении. Кроме того, мы объяснили им, что нашу судьбу теперь решает Канадское правительство. Как нам и обещали, в 6 вечера мы узнали, что самолету будет позволено вылететь в 11 утра. Люди уже даже не возмущались, они очень устали и приготовились провести ночь в самолете.
Население Гандера — 10,400 человек. С нами связались представители Красного Креста и сказали, что сами займутся размещением 10,500 человек — всех пассажиров, чьи самолеты совершили вынужденную посадку в городе. Нам, членам экипажа, было сказано отправиться в отель и ждать дальнейших распоряжений. В отеле мы, наконец, включили новости и узнали, в каком ужасе была вся страна. Но в Гандере было так спокойно, мы расслаблялись, гуляли по городу и наслаждались гостеприимством местных жителей. Люди былы так милы с нами, они сразу видели, что мы «люди с самолета». Мы отлично провели время, пока два дня спустя нам не позвонили из авиакомпании. В 8:30 все члены экипажа были в аэропорту, в 12:30 наш борт взял курс на Атланту. В 16:30 мы были на месте (между Атлантой и Гандером 1:30 минут разницы во времени, да-да 1:30). Но это не то, что я хотел сказать. Пассажиры рассказали нам о том времени, что провели в Гандере, и это было удивительно.
Мы узнали, что в городе и во всех окружающих деревнях в радиусе 75 километров были закрыты все школы, конференц-залы и все помещения, которые могли вместить в себя большое количество людей. Все они были быстро оборудованы всем необходимым для размещения пассажиров: там были матрасы, спальные мешки, подушки. Все ученики старших классов вызвались работать там волонтерами и заботиться о гостях.
Наши 218 пассажиров разместились в здании школы в городке под названием Левиспорт, 45 километров от Гандера.
Если кто-то из женщин не хотел жить в одном помещении с мужчинами, их немедленно провожали в отдельное помещение. Семьи размещали вместе. А всех пассажиров старшего возраста местные жители пригласили к себе домой. Молодая беременная женщина также сразу оказалась в частном доме, более того, ей подыскали жилье прямо через дорогу от местной больницы. В школе день и ночь находились медсестры, а врачи прибывали по первому звонку. Для пассажиров был оборудован пункт связи — с компьютерами и телефонами, с помощью которых можно было связаться с США и Европейскими странами.
В течении дня всем желающим предлагали отправиться на бесплатную экскурсию. Некоторые смогли покататься на лодках по озеру, другие выбрали прогулку в лесу. Местные пекарни делали свежий хлеб для «гостей». А еду готовили местные жители и приносили в школу для тех, кто решил остаться там. Если пассажиры хотели поесть в местном ресторане, их отвозили туда. Кроме того, всем гостям раздали бесплатные жетончики для прачечной, чтобы постирать вещи, ведь большая часть их вещей осталась в аэропорту.
Другими словами, жители городка делали все для наших неудачливых пассажиров.
После этого, их всех отвезли в аэропорт. Все перемещения координировали работники Красного Креста. Все было организовано просто невероятно.
Когда люди поднялись на борт, они чувствовали себя так, словно возвращались с круиза. Они все перезнакомились друг с другом. Они рассказывали друг другу невероятные истории о своих приключениях и сравнивали, кому повезло больше. Казалось, у нас на борту была вечеринка друзей. Мы не вмешивались. Пассажиры перекрикивались, обменивались телефонами. А потом случилась еще одна странная вещь.
Один из пассажиров бизнес-класса попросил разрешения сделать объявление по громкой связи. Мы НИКОГДА не разрешаем делать этого. Но что-то подсказало мне, что в тот день можно было сделать исключение. И я сказал: «Конечно». Мужчина взял микрофон и обратился к пассажирам. Он напомнил им о том, что они пережили за последние несколько дней. Он напомнил о потрясающем гостеприимстве, с которым встретили их совершенно незнакомые люди. И потом он сказал, что хотел бы отплатить за доброту и сделать что-то для жителей Левиспорта. Он сказал, что хочет создать трастовый фонд под названием DELTA 15 (номер нашего рейса), чтобы собрать деньги и предложить стипендии на учебу в университете для талантливых выпускников местной школы. Он спросил, не хотели бы другие пассажиры сделать взнос.
Все время, пока мы были в воздухе, пассажиры передавали друг другу листок, на котором записывали размер взноса, свои имена и контакты. Когда листок обошел всех, на счету фонда DELTA 15 уже было $14,5 тысяч. Человек, который сделал объявление, оказался доктором медицинских наук из Вирджинии. Он сказал, что откроет счет, свяжется со всеми и позаботится о документации для создания стипендии.»
Уже в 2002 году выпускники старшей школы Левиспорта получили первые стипендии фонда DELTA 15. Этот фонд существует и пополняется по сей день. Сегодня на его счету уже около полутора миллионов долларов. В этом году еще 28 талантливых молодых людей (а это треть всех выпускников местной школы) получили стипендии.
date: 31 October 2016