Чтобы пояснить, что такое ситуативный маркетинг, как он работает, какие у него преимущества и недостатки, приведем последний пример из практики.
13 января группа «Ленинград» выкладывает в YouTube свой новый клип «Экспонат». За неделю клип набрал более 10 млн. просмотров и вместе с запоминающимся припевом становится одной из топовых тем в Facebook. Ее обсуждают с друзьями, подхватывают популярные блогеры, представители шоу-бизнеса, политики, известные сообщества и обычные пользователи.
Для тех, кто не смотрел, кратко изложу сюжет клипа: молодая особа собирается на важное свидание, но в результате попытки с помощью лака для ногтей сделать из обычной обуви сверхмодные «Лабутены», она прилипает к полу и… в общем, лучше смотрите сами Ленинград "Экспонат".
20 января Вирус «На лабутенах» добирается до нашего офиса. Особо пострадавшими оказались: женская часть населения, я и дизайнер. Вечернее обострение болезни приводит к появлению на страничке компании в Facebook следующего поста:
Рабочий день заканчивается и все расходятся, напевая сами знаете что.
21 января: Утренняя проверка статистики показывает приятные, но не выдающиеся результаты. В течение дня выявляются два досадных промаха и два правильных решения. Исправить промахи нельзя, а правильные решения, хоть и реально правильные, но не компенсируют промахи. Пост уже набрал хорошие результаты. Удалить – потерять их. Решаем оставлять и рисковать. Тем же вечером - спустя сутки после публикации - стало ясно, что ситуативный маркетинг сработал. Пост начал разгоняться просто на глазах. А именно - после окончания рабочего дня, когда все вы, дорогие читатели, приехали домой и включили свои фейсбучики.
22 января: Решено бустить! Но пост с картинкой, где текста более 20%, предсказуемо, модерацию не прошел. Этот факт заставляет закрыть социальную сеть и заняться важными делами, забив на слежение. И зря, ведь именно в этот момент пост обгоняет по охвату и вовлечению аудитории все имеющиеся на страничке достижения, включая конкурсы с ценными призами и ротируемые посты. Именно они, традиционно, имеют самый ровный и хороший результат по части охвата и шейров.
Когда все же решено было продолжить эксперимент оказалось, что органический охват ситуативного поста (за неполные 45 часа) превысил 100 тыс. любителей посидеть в рабочее время в сети и пораженных «На Лубуетнах»-вирусом.
При этом, разрыв продолжал стремительно расти – охват, количество новых подписчиков, перепостов и комментариев увеличивались. Вот тут то и стало ясно, что «оно»! Конец! Вот мы поэтапно прошли все стадии наступления позитивного эффекта «ситуативного маркетинга», который, по моим наблюдениям, длится около 2-3 суток, после чего исходит на нет.
А теперь постараемся понять, что же произошло за эти две суток? Что мы сделали, чтобы словить таки тот самый ситуативный эффект:
- Проследили, что обсуждают и, что является топ-темой для обсуждения аудитории в социальной сети. Короче говоря, торчали в социальных сетях.
- Инициировали маркетинговую активность, реагируя на событие, которое вызвало большой интерес и резонанс в короткий промежуток времени, когда такие же как мы сидели в социальных сетях, а не на долгосрочном традиционном планировании.
- Подбили дизайнера понять, что мы хотим сделать буквально показав ему это на себе. При этом озадачив его фактом, что ничего нет, а делать нужно. И тут важный момент. Без правильного дизайнера тут не обойтись. Учтите этот факт, при своих экспериментах.
- Мы спешили. С момента принятие решения о том, что нужно вписать в игру и появлением поста прошло чуть более часа.
- Мы следили за первой реакцией пользователей и почти сразу поняли, где просчитались, но решили идти с этой ношей до конца.
- Мы по стечению обстоятельств сделали имидж таким, что он не только не давал повода уличить нас в нарушении каких-либо прав, но и стал провоцировать пользователей писать нам, что мы не правы! И штаны «не огонь», и слова в песне другие, и если Шнур узнает, то будет вас концерт! Мы расстроились, но ненадолго, поскольку то факт, что мы изменили элементы имиджа, слова и язык припева, то такой хитрый и, конечно же, продуманный ход, уберег нас от нарушения авторских и других важных прав, которые имеет авторы инфоповода.
- При этом картинка и текст легко идентифицировался с оригиналом инфоповода. При этом даже людьми, казалось бы, не сильно пораженными вирусом.
Какие отметили преимущества:
- Получили информационный повод, не потратив ресурсы на его формирование. Короче, воспользовавшись уже раскрученной и популярной темой. За это некоторые пользователи и подписчики даже заподозрили нас в прожигании денег заказчика и поиске легких путей.
- Сэкономленные, на инфоповодах и нас средства, между прочим, легко можно было бы направить на раскрутку поста, что принесло бы больший эффект. Ага, если бы картинку сделали правильно изначально.
- Получили большой охват из ничего, поскольку пользователи охотно распространяют наш контент сами еще и слали его кому неп оподя в личку.
- Получили позитивный отклик аудитории, коллег и руководство, что немаловажно, учитывая риски. Честно говоря, мы даже радовались единичным негативным комментаторам и с радостью вступали с ними в беседу.
Но в то же время столкнулись с такими подводными камнями:
- Долгие согласования и утверждения идеи, макета, а также агрессивный продукт плейсмента снижает желание людей делиться контентом. Контент, где рекламы больше, чем события расшаривать, скорее всего, не будут. И потраченное на доведения макета до идеала время, пока все поют «На Лабутенах», тоже не вернуть.
- Такой повод, как этот, случается не каждый день. Нам с коллегой-дизайнером удалось сделать такое всего парту тройку раз за год. Два раза в Новой Линии и вот теперь в Эпицентре.
- При спешке или по неосторожности есть опасность допустить ошибку или использовать элементы оригинального инофоповода. За которые к вашему посту могут быть претензии от правообладателей, но чаще всего от разгневанных допущенной ошибкой коллег и знакомых.
Если вы все же хотите попробовать немного ситуативного маркетинга, учтите такие моменты:
- Не используйте в качестве инфоповода политические события, катастрофы, бедствия, смерть популярных личностей. Это очень заманчиво, но сыграет против бренда, в большинстве случаев.
- Используйте хорошие инфоповоды, да!
- Чтите авторское право. Ищите что-то что похоже. И пусть оно будет не такое точно, но угадывается.
- Узнаваемость события в вашем посте, даже полностью измененном, должна быть 100%. Самый простой способ проверки - выйдете в коридор с макетом и покажите первым попавшимся коллегам. Если они поймут, о чем макет – вы у цели.
- Не тяните. Если уверены, что все сделали правильно – жмите «Опубликовать» и следите за результатами.
date: 23 January 2016