КАК ЗАРАБОТАТЬ ЦЕЛОЕ СОСТОЯНИЕ, НЕ ВСТАВАЯ С ДИВАНА
Lady 27 October 2016
КАК ЗАРАБОТАТЬ ЦЕЛОЕ СОСТОЯНИЕ, НЕ ВСТАВАЯ С ДИВАНА

Попался мне как-то один старый финский фильм. И запомнилась в нем одна очень философская, по-скандинавски глубокая сцена. Возвращается человек домой, дверь открывает, а там — его жена с другим мужчиной. Он стоит, смотрит на все это дело, жена пугается, натягивает одеяло. Любовник взирает не моргая. Муж предлагает ему: «Выйдем поговорим!» Следующий кадр. Стоят они на крыльце, курят. Любовник говорит мужу: «Может, подеремся?» Тот делает глубокую затяжку, смотрит вдаль, выдерживает долгую финскую паузу. И говорит золотые слова: «А зачем?»

Можно сказать, что именно эта сцена описывает мою жизненную позицию. Честное слово. В определенный момент человеческая психика переключается на режим энергосбережения — тебе не хочется ничего никому доказывать. Ты видишь бессмыслицу любых непродуктивных телодвижений, которые не приводят ни к деньгам, ни к оргазмам. Ты как-то в глубине себя осознаешь, что дзен — это не когда ты что-то хорошее сделал и доволен, а когда ты просто по жизни доволен. Я бы даже сказала — счастлив. И тебе просто не хочется портить себе настроение, напрягаться, куда-то стремиться, чего-то достигать, брать вершины… Да простят меня успешные бизнес-леди.

В какой-то момент для меня стало приятным открытием, что эта точка зрения превратилась в некий общественный тренд. Социологи считают, что это явление — не что иное, как ценности миллениалов, или поколения Y, рожденных между 1980 и 2000 годами, к которым отношусь и я. Если верить статистике, 30 % моих ровесников живут с родителями (рекорд — у итальянцев), 20 % — не хотят жениться и заводить детей (а некоторым из нас уже под тридцать, на ­минуточку), а до 2020 года более 60 % работников перейдут на «удаленку». О чем говорят эти цифры? О том, что мы, поколение Y, проповедуем мир, любовь... и демотивацию. Мы не бьемся из последних сил ради квартиры — лучше жить спокойно, но на съемной. Мы не лезем из кожи вон, чтобы получить хорошую строчку в резюме: если есть портфолио, кто в него вообще смотрит? А в идеале, твердят социологи, стремимся работать на себя, желательно в сфере IT, медиа или услуг. По объективным причинам в отличие от предшествующих «иксеров» большинству из нас неведом дефицит, зато знакомы мозоли на пальцах, огромный выбор товаров и услуг и сто тысяч возможностей, благодаря которым нам не нужно сидеть на попе ровно и ждать повышения за выслугу лет. Дауншифтеры, хозяева баров с блондинками-официантками на Бали, профессиональные путешественники и фрилансеры всех мастей — это тоже мы. Такое поколение неваляшек.

НЕВЫНОСИМО БОЛЬНО

Психология демотивации многих пугает. Кажется, что это как выдернуть ковер из-под ног. Живешь ты себе, каждый день встаешь в 6 утра, садишься в машину, давишься кофе с ближайшей заправки, и вдруг какие-то нахалы тебе говорят, что все это делать было совсем не обязательно. И что последние десять, а то и двадцать лет жизни, когда ты наступал на горло собственным мечтам, тайно презирал начальника, разбирался с кредитами и грезил о нескольких дополнительных нулях на счету ценой своего сна и здорового оттенка лица, — все это, оказывается, можно было и не делать. Просто проснулся с утра, придумал крутое приложение для смартфона, запустил, получил деньги, гуляешь. Возьмем хотя бы Цукерберга — вылетел из Гарварда, никому чай в кабинет не носил, но влюбился в свое дело настолько, что был готов заниматься им и бесплатно.

Но ладно он, частный случай. Есть же и другие. Они не надрываются, они живут. У них есть все то же, что и у тебя. И даже больше: равноценная зарплата, которую они не выстрадали; здоровье, которое они умудрились сохранить; друзья, которые ни разу не слышали: «Выпить? В понедельник?» Страдания перестали быть необходимостью и ценностью. Равно как и звание, должность. Все, что было достигнуто непосильным трудом или хотя бы моральными терзаниями, превратилось в пепел. У нашего поколения появилась новая, гениальная идея: а давайте просто жить!

И мы живем. Мы стараемся не конфликтовать, не умеем ходить по головам — возможностей слишком много, чтобы портить себе день. Мы не боремся. Наши герои — не мученики, не победители и не воины. Они просто такие… Моцарты! Талантливые, легкие, харизматичные и вместе с тем полезные обществу. Мы верим не в зубрежку, а в способности. В то, что реализованная и раскрытая гениальность — это возможность сделать что-то хорошее для других и приятное для себя. Мы развиваем в себе индивидуализм, потому что не используем чужих рецептов счастья. И мы не боимся проиграть. Каждый человек — это личность, а победа — штука субъективная.

НАПОЛЕОНОВСКИЕ ПЛАНЫ

Вернемся к истокам. В 1980–1990-х люди в разных странах (в России позже) прекратили группироваться во имя общих целей и начали думать о своих собственных. С появлением новых возможностей родились и яппи — молодые, амбициозные, успешные. Само понятие «амбиция» (у Даля, кстати, это «обостренное самолюбие, спесивость, чванство») стало исключительно ценным. Случилось так, что благодаря своим усилиям можно было из уборщика стать клерком, из клерка — гендиректором, из гендиректора — миллионером и далее по списку. У нас еще была промежуточная стадия — стать бандитом, что тоже весьма амбициозно, учитывая, какие были времена. Люди честно старались: носили пиджаки с объемными плечами, в моду вошел унисекс и «спорт-элегант» для молодежи. «Американский психопат»  ­наглядно демонстрирует, что бывает с человеком, который перестарался. Отличный, кстати, демотиватор.

И вдруг случился экономический кризис. Был пластическим хирургом, а стал лаборантом. Под шнуровское «Тебе повезло, ты не такой, как все» офис торжественно закрывается. И все то, что когда-то имело смысл, вдруг прекратило таковым быть.

Ирина Виноградова, психолог: «Наверное, когда амбициозный человек, помимо всего прочего, еще и адекватен, умен, гуманен, психически благополучен, его достижения вполне могут оказаться конструктивными и для него, и для социума (или какой-то его части). Каждый, порывшись в своей памяти, обязательно сможет вспомнить одну-две-пять амбициозных персон, совершивших великие открытия, технические изобретения, прорывы в науке. И человеческая цивилизация, культура сделали колоссальные шаги вперед благодаря им. Гораздо менее однозначна ситуация, когда амбиции стимулирует психологическое неблагополучие. Не дай бог, такого человека «захватит» идея осчастливить весь мир, направить историю (науку, религию, искусство, экономику) в другое русло и т. д. Уже порылись в памяти? Вспомнили? Но не все так плохо для человечества, социума, ближнего окружения, если самолюбивые планы не настолько масштабны. Беда в другом: удовлетворение амбиций, стимулируемых психологическим неблагополучием, не приведет к личному благополучию. Человек начинает бегать по замкнутому кругу бесконечного повышения планки и ее реализации, вместо того чтобы избавиться от причины этого бега, от психологического неблагополучия».

Кто пережил кризис амбиций? Кого не приняли в художественный вуз? Кого мама родила «ниже табуретки»? Спасибо психологу, на ум приходят Наполеон, Гитлер и другие яркие представители отряда «амбициозных». Неудовлетворение толкает человека в пропасть, а если он реализуется, туда летят и все остальные.

Но есть и другая сторона. Без амбиций нет и развития, изобретений, научных прорывов. Многим амбиции помогли совершенствоваться в творчестве — есть даже такое еврейское выражение: «Писательская зависть увеличивает мудрость». Не благодаря ли амбициям открыли микробов, и в конце концов, было доказано, что земля круглая и вращается?

Людмила Семаева, бизнес-тренер: «Мне ближе амбиции, и я против демотивации, но у меня нет жесткого отношения к этой теме. И амбиции, и демотивация — суть одно явление, которое все сильнее проявляется в обществе: поиск счастливой жизни и своего пути. Есть цели и ориентиры — отлично! Мы наполнены энергией, верой. Ослабла цель или мы ее потеряли — и вот человек уже поговаривает о дауншифтинге и актуальных сейчас ретритах. Но зачем он туда едет?! Совсем не для того, чтобы довольствоваться малым, а чтобы найти новую цель и новый правильный путь.

Я за амбиции! Наша отшлифованная мысль о желании, переведенная в намерение и импульс, двигает нас, раскрывает потенциал и улучшает мир. Я за большие амбиции! Мой принцип — проси о многом и желай большего. Именно большие цели позволяют легче преодолевать препятствия. Это яркий маяк, который освещает путь на тысячи километров, в то время как демотивация — потухший огарок свечи. Мы продолжаем его держать в руке в надежде, что скоро снова зажжем. Я борюсь против того, чтобы умные, ­талантливые девушки и женщины сидели в тени и скрывали свои таланты, вместо того чтобы смело продвигать ­себя. И вот в этом уж точно нет ни ­молекулы ­демотивации

ПРАВО ВЫБОРА

Мы привыкли воспринимать амбиции как некую черту, а по сути, это всего лишь метод; способ жить — преодолевая, сражаясь, побеждая. Это существование вопреки, через силу. Многие люди настолько привыкли к тому, что они «должны» и «обязаны», что надо придерживаться правил и действовать, испытать боль или хотя бы усталость ради далекой цели, что просто не могут представить себе иные пути. Но ведь в сущности это не так. Ценность «демотивации» (берем это слово в большие кавычки) не в том, чтобы лежать на диване и пересматривать сериалы. А в том, чтобы превратить все свое существование в ту конечную сладостную черточку, которая для людей амбициозных лишь маячит на горизонте. Только представьте, что вся эта борьба позади. Что можно заниматься своим делом просто из любви к процессу. Что не нужно нагружать себя навыками и знаниями, если они не приносят удовольствия. И что все те страдания из прошлого можно оставить для фотоальбома памяти, захлопнуть его и больше не возвращаться. Это как уроки игры на фортепьяно. Помните, как старались, смотрели на играющих во дворе детей, если окно располагалось чуть выше нот. А теперьвнимание: вы — взрослый человек. Когда вы в последний раз садились за инструмент? Какие навыки вам привила работа ассистента? Вы научились пользоваться шредером? А зачем вы читали самый занудный в своей жизни роман — чтобы было чем поддержать не менее занудную беседу? Мы ведь можем вечно бежать вперед, пока не поймем, что это не прямая линия, а круг, который в каждой точке замыкается. А счастье, равно­весие — ­лежат на ­поверхности.

Ирина Виноградова, психолог: «От слова «равновесие» веет некоторой статичностью. Мне больше нравится «уравновешивание», восстановление баланса в ответ на его нарушение чем угодно: житейскими проблемами, чьими-то поступками, собственными мыслями. Удивительное дело: биологически наш организм рождается с этим умением, но по мере роста и воспитания мы его угнетаем и ломаем. «Кормить надо по часам!», «Нельзя начинать обед со сладкого!», «Не пойдешь спать, пока не выучишь уроки!» Дальше — больше. Мы не даем восстановить ребенку баланс, запрещая плакать, когда больно; громко смеяться, когда очень весело... Можете продолжить сами. Вероятно, разучившись восстанавливать равновесие в широком смысле слова, человек должен приобрести определенный опыт (подростковых метаний максимализма, юношеских идеалистично-романтичных исканий, выбора в пользу, например, карьеры в ущерб чему-то еще), чтобы опять захотеть и научиться столь мило­му состоянию равновесия, а по сути, мира с собой и окружающей ­действительностью.

Кстати, если кому-то несказанно повезло и его родители — люди, умеющие возвращать себе баланс и в нем пребывать, такой человек скопирует, «впитает» это умение и будет с ним просто жить. Психологи не дают советов, они изучают и объясняют механизмы психической деятельности. И пользуются для этого различными методиками. Например, любой человек может взять чистый лист бумаги, ручку и написать последовательно ответы на один-единственный вопрос: «Зачем люди…(что-то делают)?» Или «Зачем я… (что-то делаю)?» Не ПОЧЕМУ, а именно ЗАЧЕМ! Неважно, начнете ли вы с вопроса «Зачем люди совершают суицид?» или «Зачем люди ходят в магазин?» — ответы в самом конце будут почти одинаковые. Нередко люди, прошедшие эту цепочку, переживают нечто сродни озарению».

Так нужны ли амбиции? Или, может, пора расслабиться? В конечном счете каждый сам отвечает на этот вопрос и может найти аргументы в пользу того, чтобы проснуться завтра в 6 утра, выпить кофе на заправке, ненавидеть своего начальника и честно выстрадать тот момент, когда это все кончится. Или решить, что будет сидеть на пляже, смотреть на лазурные воды, вдыхать соленый аромат моря и потягивать коктейль из трубочки. А рядом с вами, где-нибудь на пирсе, присядет местный рыбак, который видит эту идиллическую картинку каждый день своего не очень амбициозного существования.

date: 27 October 2016

1 2

Поделиться статьей